Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка  дополнительного образования школьников
по программе  "Шахматы" с использованием ИКТ

Фомичев Владислав Иванович,
к.т.н., ГБОУ Лицей 82
Петроградского района Санкт-Петербурга
 
                                   1 Актуальность методики
      В связи с введением в школьные программы образовательных программ нового предмета ШАХМАТЫ,  возникает  необходимость  составления  про-грамм    для разных  возрастных  групп,  а также   возможности у некоторых учеников  умения  играть в  шахматы.  Количество учеников  на уроке также вызывает трудности, так как подача материала урока связана с техническими трудностями и возможностью контроля усвоения материала учениками. Пло-хо усваивается  и  демонстрация игры с помощью доски с магнитными фигу-рами из-за  плохого обзора  доски, особенно с последних парт в классе. Всё это требует нового подхода к методике обучения на уроках шахмат.
 
2. Содержание  методики
Данная работа предназначена для проведения уроков школьников младших классов не умеющих играть в шахматы. Занятие проводится после ознакомления с учениками, проверки заявлений  от  родителей на  согласие  поещения дополнительных занятий и проведения инструктажа по безопасно-му пользованию оборудованием в кабинете.  Перед учениками устанавлива-ются шахматные доски, на которых они самостоятельно устанавливают пеш-ки и фигуры. Ученики сидят лицом к доске и играют белыми фигурами.                
В компьютер, расположенный на столе педагога вставляется компютер-ный диск с программой игры с минимальными баллами ( или минимальным уровнем игрока-соперника). После этого включается демонстрационный  эк-ран, подключенный к компютеру и проектору и ученики видят на экране расположение доски и  Педагог делает ходы белыми пешками и фигура-ми и каждый ход комментирует каждый ход поясняя назначение этого хода. После первого хода, педагог ставит задачу начала партии и комментирует ответные ходы черных пешек и фигур. После первого хода белыми компьютер отвеча-ет ходом черных. Педагог подробно комментирует  ответ соперника и указы-вает на возможность нападения на свои  (белые) пешки или фигуры.  Обяза-тельно оцениваются как защитные свойства черных фигур, так и возможн-ость освобождения полей для выхода черных фигур или нападения на белые фигуры. После каждого последуещего хода, педагог подробно комментирует ходы черных и  объясняет значение каждого хода белых. Эти действия соот-
ветствуют той части программы, которая называется «начало партии». Далее белыми фигурами делаются следующие ходы с обязательным и подробным обяснением как хода белых, так и хода черных. Начало игры продолжается как правило 10-14 ходов,или до взятия первой фигуры или пешки черных (1). Как показывает опыт дети быстро запоминают эти начальные ходы и
 
- 2 -
 
повторяют их самостоятельно. После проведения этой части урока переходят к «самостоятельной» части игры. Шахматы на столе каждого из учеников с помощью компьютера на большом проекционном экра                 
экране  устанавливаются в начальное положение. На компьютере выбирается другой соперник, такого же уровня игры. Всем ученикам задаётся вопрос: - как делать первый ход белыми ? Поднимите руки !  Спрашивать педагогу как походить следует у ученика последним поднявшим руку. В последствии пос-ле 6-8 уроков  выявляются ученики ,  решающие мини задачу быстрее или медленнее. Далее каждый ход белых делают ученики, после того как компюьтер делает ход черными фигурами, а педагог задаёт вопрос: как ходить  белым и  выбирает ответ одного из учеников и курсором на экране передвигает бе лые фигуры. Количество таких уроков зависит от привыкания к таким действия учеников на шахматной доске и индивидуальных способностей каждого.  Практика показывает что это происходит в пределах первых двух разделов программы Шахматы для школьников  младших классов т.е. за  десять – двенадцать часов (2, 4 ).     
 Преимущество этой  методики заключается в том, что можно обучать любое количество учеников от одного до дести человек. Технические сред-ства компьютер, проектор и экран позволяют регулировать многие парамет-ры изображения и звука. Можно также подключить текст на английском языке шахматных команд – «шах», «мат», «пат» и других, которые произно-сит диктор, записанные на диске (2).
 
3. Техническое  оснащение кабинета
Кабинет для обучения на уроках должен иметь такое же оборудование, как  и для игры на турнирах. Количество комплектов досок с набором фигур для для наполненного состава учащихся должно быть от десяти до двадцати комплектов. Компьютер для педагога должен быть оснащен диском с шахматными партиями начального уровня, с оценкой в баллах каждого игро-ка (2). Для демонстрации игры с «партнером» должна устанавливаться проекционная аппаратура с большим экраном. При проведении контрольных необходимо использовать электронные шахматные часы. При оценке резуль-татов усвоения программы следует пользоваться  «Информационной картой освоения образовательной программы обучающимися», Ра раздел позделив программу на части (от А до Ж) и оценивая  раздел по пятибалльной системе.    
 
                        Литература для педагогов.
1.В.Костров, Д.Давлетов. Учебник для 1-2 класса начальной школы 2001 г      2. Chessmaster 8000, русский перевод компьютерный диск.
3. В. Хенкин, Я б в гроссмейстеры пошел, Молодая гвардия 1989 г
4. В Фомичев, Авторская программа дополнительного образования детей 
школьного возраста, http://nsportal/.ru node/3042720 2017 г. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»